Версия для слабовидящих
Войти
_
X
Для получения читательского билета НБРК, вам необходимо пройти процедуру регистрации.
X
Данная публикация еще не обработана
X
Ознакомительный фрагмент закончен.
Войти для продолжения чтения



X
Издание, которое Вы пытаетесь открыть, защищено авторским правом.
Право на доступ имеют читатели Национальной библиотеки РК, находящиесяв помещении учреждениях-партнерах проекта.
X
Данная публикация доступна для прсмотра только в зданиях "НБРК"
_
X
Для просмотра полных текстов НЭБ РК необходимо пройти процедуру авторизации.



СПАСИБО! ВЫ СТАЛИ ЧИТАТЕЛЕМ НАЦИОНАЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ РК.
Логин (номер читательского билета):
Пароль (год вашего рождения):

Национальная электронная библиотека Республики Коми
Расширенный поиск
С днём рождения, любимая газета!

Ровно 30 лет назад увидел свет первый номер газеты «Трибуна». В течение юбилейного 2020 года мы будем знакомить вас с лучшими материалами из архива газеты.

Операция «Ö». Почему именно эта буква заслужила такое внимание и откуда пришла в коми алфавит? Они возвращаются! Стада мамонтов появятся в лесах Коми? Тайная реликвия. Разгадку надо искать в Усть-Куломском районе? Продолжаем серию публикаций. 

 

2004, 2006, 2007-2008, 2009-2010

2011-2012 гг.

 

Большая «прогулка».jpgБольшая «прогулка»: «В детский дом я ушел сам...»

Чем ближе день 22 июня, тем тяжелее на сердце у меня и таких, как я, стариков, которых сегодня называют «дети войны».

Отцы и братья

22 июня 1941 года в нашу деревню Астафьевскую Объячевского сельсовета пришла весть о войне. С первых дней из деревни стали забирать на фронт самых крепких мужиков. Ушел и мой старший брат. Отец работал трактористом, у него имелась бронь. Младший брат отца – Иван – был военкомом в Объячево. Но отец сам отказался от брони – не хотел, чтобы про него думали, что в тылу отсиживается и пользуется родством.

Деревня наша опустела. А вскоре стали приходить похоронки. Сначала пришло извещение на отца, а потом на брата. Помню, как страшно голосила мать. На ее руках осталось шестеро детей... Громадная тяжесть всех колхозных работ легла на плечи женщин, стариков и детей. Люди работали от зари до зари, но на трудодни мало что получали, лишь немного муки и зерна. Питались картошкой да еще лепешками из какой-то травы и коры. В деревне начался голод. И первыми его жертвами стали самые беззащитные – маленькие дети. От недоедания одна за другой умерли две моих младших сестренки. Следующим должен был стать я или братишка...

Дядя Ваня, тот самый, что работал военкомом, добился, чтобы нам с братом дали направления в детский дом. Кстати, дядя, как и отец, потом тоже ушел на фронт добровольцем. Вернулся домой инвалидом...

Младшего брата мать увезла в дошкольный детский дом. А меня не отпустила – пожалела. В один из февральских дней 43-го я заявил матери, что сам уйду из дома. Но она и думать не могла, что 10-летний мальчишка может пуститься в такой далекий путь (75 километров) в незнакомое село Спаспоруб. На улице стоял мороз, а я полураздетый-полуголодный...

Утром, когда мать возилась у печки, она разрешила мне погулять недолго. И я «погулял»... целых семь лет.

Василий Яковлевич Елин, пенсионер, г. Сыктывкар

Трибуна. – 2011. – 17 июня.

  

Тайная реликвия.jpgТайная реликвия

По преданиям, главное капище северных народов также находилось на территории Коми. Там и был установлен знаменитый идол, вылитый из чистого золота – Зарни Ань (Золотая баба).

Когда северных язычников начали обращать в христианство, старейшины и шаманы спрятали Золотую богиню, но продолжали ей тайно поклоняться, тщательно оберегая от чужих глаз.

Легенда о Золотой бабе была известна еще Ермаку, который в 16 веке вместе с отрядом лихих казаков покорял уральские и сибирские племена.

Позднее, в 17 веке, на поиски Золотой бабы в нижнее Приобье отправилась казачья экспедиция, которая бесследно исчезла. 20 всадников попросту «растворились» в глухих лесах и урочищах.

Попытки отыскать языческое сокровище предпринимались и в прошлом веке. Так, в 1933 году небольшой отряд ОГПУ решил проверить одно из тайных хансийских капищ на Нижней Оби, где предположительно находилось драгоценное изваяние, однако мест­ные охотники убили чекистов. А когда туда был послан карательный отряд, реликвию успели перепрятать – возможно, увезли далеко от того места. Некоторые исследователи утверждают, что тайну древнего идола могли сохранить жители села Помоздино Усть-Куломского района. Одно из свидетельств тому есть в вышедшей уже в наше время книге Альберта Мартыненко «Клады ГУЛАГа».

Эта книга написана на основе дневниковых заметок врача Александра Афанасьевича, который в сталинскую эпоху сидел в лагерях на территории Коми АССР.

Уже после войны врач попал в лагерную больницу под Свердловском. Там Александр Афанасьевич встретил умирающего юношу Михаила Игнатова. Перед смертью Михаил рассказал, что он сын шамана и когда-то дал клятву отцу передать тайну местонахождения Золотой бабы своим родственникам. А если он умрет, не сделав этого, то след Зарни Ань будет навсегда потерян.

Игнатов сообщил, что сам он родом из Помоздино, где у него остались младшие братья и сестры, и попросил врача передать им информацию о том, как найти золотого идола. Александр Афанасьевич пообещал. Однако он не сумел до конца понять паренька, который в своей сбивчивой речи перемежал русские и коми слова, использовал непонятные термины и географические названия. Как догадался врач, место это находится в районе Полярного Урала, но точные координаты он так и не смог определить. А расспросить подробнее не успел – его перевели в другую больницу. Судьба Михаила Игнатова не известна, но скорее всего молодой человек умер, состояние его было безнадежным...

В Усть-Куломском районе и, в частности, в селе Помоздино Игнатовы – очень распространенная фамилия. Как установили краеведы, среди репрессированных в 30-40-е годы действительно был и некий Михаил Игнатов, уроженец этого села.

Вполне возможно, что там и сейчас живут его родственники. Не исключено, кто-то из них до сих пор владеет «родовой тайной» о том, где искать Зарни Ань – главную реликвию северных народов.

Наталия Евстифеева

Трибуна. – 2012. – 28 сентября.

 

Не рыбный день.jpgНе рыбный день: в пятницу, 13-го, рыбак Щукин из Дутово «поймал» большого «леща»

Нешуточный скандал разыгрался на минувшей неделе в селе Дутово Вуктыльского района. Житель села Андрей Щукин обратился к местному участковому Игорю Тютину с заявлением о том, что его избил глава поселения Олег Негря. Пикантности ситуации придает тот факт, что в компании с Негрей, по утверждению Щукина, был и участковый Тютин.

– В пятницу я отправился на рыбалку на Печору в то место, где всегда ловлю рыбу, – рассказал «Трибуне» Андрей Щукин. – Здесь все и произошло. Я плыл в лодке, когда на берегу появились Негря и Тютин. Олег Васильевич набросился на меня сначала с угрозами, а затем, когда я пристал к берегу, и вовсе с кулаками. Я знал, что имею дело с представителями власти, и потому вел себя корректно. И никак не ожидал, что сразу получу удар в лицо.

Надо заметить, что время для рыбалки глава поселения вместе с участковым, как, впрочем, и Андрей Щукин, выбрали крайне неудачное – именно сейчас на водоемах Коми действует запрет практически на все способы лова, включая даже спиннинг. Рыба идет на нерест. Но как раз этот момент обычно используют браконьеры, поскольку откладывающие икру обитатели рек и озер теряют осторожность и легко ловятся сетями и другими браконьерскими орудиями лова.

Впрочем, и та, и другая сторона конфликта, тщательно подбирают слова, рас­сказывая о том, какой такой рыбалкой занимались они в пятницу, 13 мая.

Владимир Овчинников

Трибуна. – 2011. – 20 мая.

  

Как Путин в Коми за ягодами ходил.jpgКак Путин в Коми за ягодами ходил: в селе Керчомья готовят варенье и «коньяк» по рецептам семьи президента

Недавно навестил я своих одноклассников – супругов Елену и Владимира Липиных – весьма уважаемых в селе Керчомья людей. Владимир Емельянович много лет работал в районной милиции. Елена Ярославовна после Коми пединститута учительствовала в родной школе, десять лет проработала директором.

За столом, за чашкой чая разговор коснулся недавних выборов президента. И вдруг Липины, как бы между прочим, поведали мне историю, от которой, честно говоря, стул подо мной зашатался....

Помогал перебирать бруснику

– Это было в конце августа 1972 года, – вспоминает Елена Липина. – Я ездила собирать ягоды к озеру Кадам. Там есть чудесные боры, где растет на удивление крупная, темная брусника. Ягод набрала много, дома сразу взялась перебирать. И тут входят муж (тогда он работал участковым) и какой-то парень в стройотрядовской форме. Студент сказал, что собирается уже ехать домой, в Ленинград и просит продать ему бруснику. Эту ягоду, по словам паренька, обожает его мать, и хочется, мол, порадовать ее гостинцем. Я сказала ему, чтобы помог выбрать ягоды покрупнее – так мы с ним и перебрали бруснику.

– Этот паренек и был Владимир Путин, который в это время работал в стройотряде в нашем Усть-Куломском районе, – поддержал рассказ жены Владимир Емельянович. – Познакомились мы с ним у пристани, они с другом приплыли на лодке. Сказался Володей, фамилию назвал. Я тогда был таким же молодым и ответил, что меня тоже зовут Володей. Новый знакомый попросил помочь ему купить у кого-нибудь бруснику. А я ему и говорю, что жена как раз ездила по ягоды, так что с удовольствием помогу тезке. С Володей мы поднялись к нашему дому, а его товарищ остался на берегу сторожить лодку.

Денег с паренька не взяли...

– Студент хотел дать деньги за ягоды, но мы не взяли, добавила Елена Ярославовна. – Тогда он попросил наш домашний адрес – мол, маме захочется поблагодарить вас, и она напишет.

– И что ж, было письмо?

– Да. Мама Владимира благодарила нас и спрашивала, что нужно прислать за ягоды – может быть, ковер или плед? Мы ей в ответ написали, что у нас все есть, ничего не надо. Тогда она еще раз написала и послала рецепты разных варений из ягод и даже коньяка.

– А письма эти сохранились?

– К сожалению, когда в свое время хватились, нигде их не нашли. Мы ведь, конечно, не думали, что этот паренек, студент Володя, станет президентом России. Зато рецептами, присланными его мамой, мы пользуемся до сих пор.

– Елена Ярославовна, поделитесь с читателями рецептом «коньяка по-путински».

– Одну треть пятилитровой бутылки заполнить ягодами рябины. Залить ее кипяченой водой. Через несколько дней ягоды сначала поднимутся вверх, а затем гуща осядет на дно. После этого добавить сахара (третью часть от веса рябины), долить литр кипяченой воды и оставить напиток на два месяца в прохладном темном месте. Затем процедить его, слить в чистую посуду и добавить 0,5 литра водки. Через две недели настойка будет готова.

Николай Лютоев, Усть-Куломский район.

Трибуна. – 2012. – 30 марта.

 

Жили-были у Полярного круга.jpgЖили-были у Полярного круга

В минувшее воскресенье по каналу «Культура» к 90-летию режиссера Григория Чухрая был показан один из культовых фильмов советской эпохи «Жили-были старик со старухой». Эту старую ленту до сих пор с удовольствием смотрят многие телезрители, но особые чувства она вызывает у интинцев. Ведь фильм снимался в Инте, а авторы сценария – Юлий Дунский и Валерий Фрид – бывшие заключенные здешнего Минлага.

Фабула картины, вышедшей на экраны в 1965 году, такова. У пожилых супругов сгорел дом, и они решили переехать из южного села на Север – к своей непутевой дочери Нинке, обосновавшейся в далеком шахтерском городке. Старики-южане увидели здесь много для себя необычного: занесенные снегом домики, шахтные копры, стада оленей...

Гражданин начальник

В 1956-м Дунский и Фрид были реабилитированы и вскоре вернулись в Москву. Алексей Каплер замолвил за них словечко перед Иваном Пырьевым, тогдашним директором студии «Мосфильм»: мол, надо помочь ребятам.

Многие заключенные, освободившись, покидали Инту с убеждением, что никогда больше не вернутся на эту проклятую землю. Но Дунский и Фрид вернулись. Причем – уже в 1957 году. Здесь они снимали свой первый фильм – «Случай на шахте № 8».

Мальчик оказался девочкой

Когда в 1964-м они приехали в Инту второй раз, режиссер фильма «Жили-были...» Григорий Чухрай был уже лауреатом Ленинской премии. Об Инте он немало слышал от Евгения Урбанского, которого снял в своем фильме «Чистое небо».

О картине «Жили-были...» Чухрай в книге «Мое кино» писал:  «Я люблю этот фильм. Очень много в нем мне дорого. Но я отдаю себе отчет в том, что это не самая большая моя удача». Очень хороший сценарий Фрида и Дунского (текст всего 70 страниц) был затянут на две серии по бюрократическим причинам...

А вот как вспоминал о съемках Дунский: 

«Женя Высоцкий (их давний друг–Ред.) в то время работал заместителем предгорисполкома... Какую жизнь он устроил съемочной группе – не пером описать! Задержал заселение только что построенного дома и один подъезд – все четыре этажа – отдал нам. Гриша Чухрай жил в трехкомнатной квартире, все звезды – в двухкомнатных. Понадобились режиссеру олени – Женя слетал на вертолете к оленеводам, уговорил изменить маршрут, и многотысячное стадо пригнали к окраине города. Чем мы могли отблагодарить? Сняли на сэкономленной пленке документальный фильм об Инте, подарили городским властям. Но слегка облажались: в финальных кадрах была женщина, только что родившая ребеночка, и голос за кадром торжественно обещал, что этот мальчик увидит небывалый расцвет Инты. А мальчик оказался девочкой».

Людмила Кудряшова

Трибуна. – 2011. – 20 мая.

 

Остановил мгновения.jpgОстановил мгновения: питерский студент запечатлел «затерянные миры» Коми края

Одиночное плавание

В 1906 году 23-летний студент естественного отделения физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета Сергей Сергель пять месяцев прожил в деревне Бадъельск Помоздинской волости. Результатом этой добровольной ссылки стала большая (почти полтысячи экземпляров!) коллекция предметов культуры и быта коми народа, хранящаяся в Российском музее этнографии, двести высокохудожественных фотоснимков, запечатливших дореволюционный быт коми крестьян, рукопись о зырянских постройках с чертежами и вышедшая в 1928 году книга «В зырянском крае».

Еще будучи гимназистом, в 1903 году Сергей Сергель предпринимает в одиночку дальнее и авантюрное путешествие по реке Печоре, куда он отправился, по его собственным словам, «побуждаемый любознательностью и страстью к путешествиям». Выехав из Чердыни на лодке, он поднялся до верховьев Колвы, перебрался волоком в приток Печоры – Унью – и дошел почти до верховьев Печоры. Затем пешком отправился в горы южной части Северного Урала. Во время странствия юный исследователь впервые познакомился с представителями экзотических для него народов: коми-зырянами и ижемцами, манси, ненцами, русскими старообрядцами.

И когда спустя три года его вновь потянуло на Север, студент решил совместить странствие с работой. Для этого в феврале 1906 года Сергей Сергель пишет заявление в этнографический отдел Русского музея с просьбой выделить ему тысячу рублей для сбора коллекций и этнографического обследования зырян.

Прошение удовлетворили, и уже весной он отправился из Вологды по реке Сухоне пароходом, шедшим на север. В Великом Устюге он пересел на «вычегодский» пароход и через несколько суток сошел в Усть-Сысольске. Здесь он узнал, что«уголовные хулига­нили на кладбище, на одной квартире была пьяная драка, одного политссыльного выслали в дальнюю деревню, а двое сбежали». Из столицы зырянского края будущий этнограф отправился вначале по реке, а затем по берегу в верховья Вычегды, где надеялся, по его собственным словам, найти«более интересное место для наблюдений за жизнью зырян».

Трудолюбивые устькуломцы

Этим местом оказалась деревня Бадъельск, куда он добрался в конце июня 1906 года и где жил в доме старика Вась – Иван Уляшова.

Сын хозяина Иван-Терентий был типичным крестьянином своего времени:«Сильный и сухой мужик лет сорока смотрел неторопливо и зорко, на голове имел шапку черных волос и черную же бороду и всегда работал. Не работал лишь тогда, когда ел или спал. Ел мало, водки вовсе не пил. У него было четверо детей. В его семье я прожил довольно долго и за все время не слышал ни одной ссоры, ни одного звука в повышенном тоне».

В своей книге Сергель достаточно подробно описывает антропологический тип устькуломцев с их «умеренной скуластостью», виды жилых и хозяйственных построек, их внешний вид и внутреннюю планировку – в чем зыряне оказались, по мнению автора, стоящими выше русских, традиционную пищу и одежду – охотничий лузан, шерстяные чулки.

Дабы полностью погрузиться в жизнь коми деревни, питерский студент участвовал в сенокосе и разработке лесной подсеки под поле. Он подробно описал трудовой процесс и дал общую характеристику хозяйства коми. Немало страниц в его книге посвящено лесозаготовкам, которые в те времена являлись главным источником существования многих коми крестьян.

На пыже по Вычегде

Чтобы досконально изучить охоту и рыболовство, исследователь решил отправиться в охотничьи угодья, расположенные далеко от деревень. В конце августа он купил пыж – лодку местной работы, на которой и совершил путешествие к верховьям Вычегды. Его целью было посмотреть, что представляют собой охотничьи избушки – вöр керки.

В пути Сергель стал свидетелем сцены рыбной ловли способом лучения и очень поэтично описал это в своей книге.

За два дня пути по безлюдной реке студенту встретились только две вöр керки, в последней из них он остановился. Здесь Сергель провел несколько дней, знакомясь с бытом охотника-промысловика. В его книге содержатся подробные описания самой вöр керки и хозяйственных построек охотничьего хутора, а также способов охоты. Все это сопровождается рисунками охотничьих снастей для лова птиц и зверей.

Обратный путь до Помоздино, а затем и до Усть-Сысольска он тоже проплыл на лодке. Во время плавания Сергель пережил несколько опасных приключений и вкусил в полной мере удовольствия «экстремального туризма» по северной реке в осеннюю непогоду.

Результаты экспедиции оказались настолько существенны, что студента естественного отделения физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета отныне стали называть «этнографом».

Наталия Евстифеева

Трибуна. – 2011. – 17 июня.

 

Наши люди лечатся рассолом.jpgНаши люди лечатся рассолом

Здравствуйте, скелет!

В жизни каждого человека наступает момент трепетного знакомства с собственным скелетом. С любопытством рассматривая себя в «зеркальце» рентгеновского снимка, мы узнаем много нового. Это, как правило, происходит после того, как у нас уже начались «опорно-двигательные» проблемы – что-то плохо сгибается, болит, ноет и скрипит, как старое седло.

«Пора вам, батенька, в Баден-Баден»,– шутит врач и выписывает направление в село Серегово Княжпогостского района. Во-первых, потому что это единственный подобного рода санаторий в Коми. Во-вторых, потому что он вообще единственный, уникальный. Во всяком случае – на Северо-Западе России. И в-третьих, доступен для простых людей – дешевле санаториев просто не бывает.

Грузите бочками

В книге Р. Сажиной «Кристаллы Серегово» сказано: «Местные жители издревле знали о лечебных свойствах сереговских рассолов и широко применяли их для лечения хронического ревматизма или, как тогда говорили, при ломоте в костях. Слава о великой целебной силе этих рассолов шла далеко за пределы Серегово. Жители окружающих де­ревень вывозили их в бочках к себе домой и использовали для лечения ревматических за­болеваний».

Известно, что даже Яренская и Усть-Вымская больницы доставляли таким образом сереговские рассолы для стационарных больных.

Ванные с «гайкой»

По свидетельству Р. Сажиной, первая попытка организовать курорт в Серегово была предпринята земством еще в 1915-16 годах. Этому помешали Первая мировая и Гражданская войны.

Постановлением Совнаркома РСФСР от 16 июня 1928 года Серегово было объявлено курортом местного значения, здесь началось строительство санаторных корпусов, ванного здания, столовой и электростанции.

7 июля 1929 года курорт принял первых посетителей. Он был рассчитан на сто коек, однако в первые годы тут лечили по 50 человек в смену, причем только летом.

В годы Великой Отечественной войны сереговский санаторий стал тыловым госпиталем, где лечили раненых на фронтах и инвалидов войны.

Сегодня старый курорт – это административный корпус, два спальных, здание с ваннами, котельная, столовая и танцплощадка, которую за характерную форму народ прозвал «гайкой».

Главным врачом здесь с 1985(!) года бессменно работает Георгий Николаевич Афанасьев, кстати, бывший депутат Верховного Совета СССР.

Афанасьев лично встречается с каждым, кто приезжает в Серегово лечиться и отдыхать, рассказывает ему историю санатория, посвящает во все нюансы рассололечения и отвечает на любые вопросы.

И это при том, что основные силы и энергию Георгий Афанасьев тратит сегодня на «подталкивание» строительства нового санатория за рекой. Он обязательный участник каждой строительной планерки.

Вавилонская башня

О строящемся новом санатории в Коми сегодня не слышал разве что глухонемой. За 25 лет этой «великой стройки» успел развалиться Советский Союз, рыночная экономика потеснила плановую, менялись президенты и губернаторы. А стройка за это время почти не двигалась.

Нынешнее правительство Коми уже устанавливало срок пуска первой очереди санатория – 23 декабря 2011 года. Говорят, чиновники по этому поводу даже спорили на бутылку коньяка. Бутылку, увы, выиграл пессимист. Первая очередь не сдана до сих пор.

В момент моего приезда на этот объект ни одна палата санатория, ни один врачебный кабинет не были доведены до ума. А рабочие на стройке уверяли: первая очередь к концу следующего года – это самый смелый прогноз.

Сегодня «новое Серегово» строится по методу Вавилонской башни. Каких «языков» тут только не встретишь – армяне, узбеки, сербы, таджики. А с двумя строителями мне удалось поговорить даже на коми языке (что по нашим временам – большая редкость).

Остается надеяться, что финал строительства будет все же иным, чем в случае с Вавилонской башней. Хотя сомнения остаются. Ведь уже несколько раз власти Коми обещали сдать объект в эксплуатацию в сроки, которые затем переносились без каких-либо внятных объяснений.

Василий Попов

Трибуна. – 2012. – 14 сентября.

 

они возвращаются.jpgОни возвращаются!: стада мамонтов появятся в лесах Коми?

10 марта ухтинский экскаваторщик Вячеслав Раменов во время работы в карьере Пожня-Ель обнаружил два фрагмента бивня мамонта. Их общая длина более метра, а вес примерно 20 килограммов. Диаметр самого толстого обломка – 20 см, тонкого – 10 сантиметров. Находка, конечно, удивительная, но для Коми – не такая уж редкая...

Останки мамонтов находили практически на всей территории республики. Бивни древнего гиганта сейчас можно встретить во всех районных и в большинстве школьных музеях Коми.

Мамонты всегда вызывали у людей большой интерес. Раньше – охотничий, сейчас – научный. А ведь последние мамонты ходили по земле еще сравнительно недавно – во времена царствования Тутанхамона...

Бивни в песке

В 1962 году возле печорской деревни Бызовая была обнаружена стоянка древних людей. Ее возраст порядка 25-27 тысяч лет. Здесь было найдено около четырех тысяч костей мамонтов, оленя, шерстистого носорога, овцебыка, лошадей и др. Древние люди делали из костей и бивней оружие и орудия труда.

Не вымер, а утонул

В мифах и легендах коми, ненцев, манси и ханты мамонта называли «земляным оленем», «земляным кротом», который жил во времена творения мира. В мифологии коми его называют «земляной олень» – мухор.

В коми мифологии все водоемы были созданы демиургами: Ен создал реки, а его брат-соперник Омоль – болота и озера. Но был и еще один творец рек и ручьев – мамонт. Он жил во времена творения мира и был таким тяжелым, что проваливался в землю по грудь, и там, где он ходил, появлялись реки и ручьи.

В конце концов мамонт «доходился» до того, что произошел Всемирный потоп. А когда Ной начал собирать всех тварей по паре, то хотел спасти и мамонта. Но лохматый гигант в ковчег не поместился и поэтому утонул. Утонувший мамонт стал жить под землей. Этот миф связан с тем, что коми охотники часто находили кости мамонта в отложениях рек, озер и ручьев. Из них делали костяные рукоятки, трубки, фигурки и т.д.

Наталия Евстифеева

Трибуна. – 2012. – 23 марта.

 

 Операция О.jpgОперация «Ö»

«Трибуна» уже сообщала об установке в Сыктывкаре возле Центра коми культуры памятника букве коми алфавита – «ö». О том, почему именно эта буква заслужила такое внимание, мы беседуем с известным в республике лингвистом, заведующим сектором языка Института языка, литературы и истории Коми научного центра Евгением Цыпановым.

Древнее русского

– Евгений Александрович, в комедии Леонида Гайдая один из героев назвал криминальную сделку операцией «Ы». Коми буква «о» звучит почти так. За что ей ставить памятник?

– Это не просто буква! Современный коми алфавит составлен на основе русского, но в нем есть буквы, которые не встречаются в русском. Это «i» и «ö». Но буква «i» есть в десятках алфавитов разных народов мира, и у нее нет, я бы сказал, такого внешнего антуража.

А вот алфавиты, в которых встречается буква «ö», в целом мире можно буквально по пальцам пересчитать. Это немецкий алфавит, эстонский, финский, венгерский, коми...

Что в имени тебе моем?

– Часто в названиях городов и рек в различных регионах России звучат коми мотивы. Это просто совпадения?

– Коми в древности расселялись на обширнейших территориях, плотно контактировали с другими народами и занимались не только охотой и рыболовством, как принято считать, но и активно торговали,в том числе и в Европе, и за Уралом. Этому есть масса языковых доказательств. Посмотрите на названия некоторых российских городов, географически очень разбросанных друг от друга – Кудымкар, Чердынь... Все это коми названия. Вообще, названия российских городов, заканчивающиеся на «кар» и «дор», имеют коми происхождение.

Даже Москву коми называли по-своему – Канкар.

Откуда есть пошла?

Откуда пришла буква «ö» в коми алфавит?

– Коми азбуку создал Стефан Пермский в 1472 году. Считаю, что это был самый оригинальный коми алфавит, написание букв не совпадало ни с латинским, ни с русским. Но впоследствии коми алфавит неоднократно менялся.

С 1918 по 1933 годы коми алфавит называли молодцовским, потому что придумал его Василий Александрович Молодцов. Он строился на основе русского алфавита, но с дополнительными знаками. Тогда и появилась эта буква. В тридцатые годы на протяжении четырех лет стали использовать латиницу. А в 1939 году коми алфавит вновь стал строиться на основе русского, но с добавлением двух букв – «i» и «ö», о которых мы уже упоминали.

Беседовал Василий Кичигин

Трибуна. – 2011. – 15 июля.

 

 

О доступе к чтению:

Периодические издания до 1949 г.можно читать на нашем сайте без регистрации.

Чтобы получить доступ к газетам и журналам с 1950 по 1991 г., нужно авторизоваться – ввести фамилию и номер читательского билета. Если у вас нет читательского билета, можно получить его не выходя из дома, заполнив онлайн-форму.

Периодику с 1992 г. по настоящее время можно почитать в Национальной библиотеке Республики Коми или в виртуальных читальных залах (услуга временно недоступна).