Версия для слабовидящих
Войти
_
X
Для получения читательского билета НБРК, вам необходимо пройти процедуру регистрации.
X
Данная публикация еще не обработана
X
Ознакомительный фрагмент закончен.
Войти для продолжения чтения



X
Издание, которое Вы пытаетесь открыть, защищено авторским правом.
Право на доступ имеют читатели Национальной библиотеки РК, находящиесяв помещении учреждениях-партнерах проекта.
_
X
Для просмотра полных текстов НЭБ РК необходимо пройти процедуру авторизации.



СПАСИБО! ВЫ СТАЛИ ЧИТАТЕЛЕМ НАЦИОНАЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ РК.
Логин (номер читательского билета):
Пароль (год вашего рождения):

Национальная электронная библиотека Республики Коми
Расширенный поиск
Николай Михайлович Дьяконов

Николай Михайлович Дьяконов – один из тех авторов, что вывели коми драматургию на всесоюзную и международную сцену. Он стал лауреатом Государственной премии СССР (1950), которая была присуждена ему за пьесу «Свадьба» (1949) (в переводе – «Свадьба с приданым»), поставленную на сцене Театра сатиры (Москва, 1950) и экранизированную киностудией «Мосфильм» (1953).

Н. М. Дьяконов родился 28 марта 1911 года в селе Усть-Вымь, был одиннадцатым ребенком в многодетной семье. С 1921 по 1928 год работал в сельском хозяйстве, ямщиком, в 1928 году, 1930 году – на лесозаготовках, сплаве леса, в 1929 году он – заведующий Народным домом в Усть-Выми. В 1931 году Н. Дьяконов обучался на курсах коми инструктивного передвижного театра и играл в театре. С 1932 по 1936 год учился в коми студии при Ленинградском институте театрального искусства. В 1937 году Управление по делам искусств командирует его в село Объячево Прилузского района для организации колхозно-совхозного театра; в течение шести месяцев Н. М. Дьяконов был художественным руководителем данного театра. С 1939 по 1952 год он – актер и режиссер Коми республиканского драматического театра. В 1939 году Н. Дьяконов обучался на трехмесячных режиссерских курсах в Москве. Начало его литературно-художественного творчества приходится на 1937 год; актерская деятельность, знание законов сцены способствовали созданию пьес. До войны в соавторстве с актером и драматургом С. Ермолиным написал несколько пьес. В драме «Джуджыд запань» (Глубокая запань, 1939) изображен труд лесозаготовителей, в пьесах «Кырнышъяс» (Вороны, 1938), «Домна Каликова» (1939), «Мужество» (1944) – гражданская война в Коми. Драма «Усть-Куломское восстание» (1949) воссоздает реальные события – крестьянские волнения в селе УстьКулом в 1841 году. В 1941–1945 годах Н. Дьяконовым была написана пьеса «Герой», восславляющая Героя Советского Союза Н. Оплеснина. В 1943 году Н. М. Дьяконовым была организована при республиканском драмтеатре студия, в которой обучались актеры, позже получившие в Коми популярность – М. А. Красильников, Г. П. Лыткина, Л. Ф. Ильчуков, Э. А. Попов и другие.
Н. М. Дьяконов – член Союза писателей СССР с 1939 года.

Широкую известность Н. Дьяконову принесла пьеса «Свадьба» (1949), переведенная на русский язык А. Глебовым. Пьеса в переводе на русский язык вышла отдельным изданием (1950), была поставлена в сотнях театров страны, театрах некоторых социалистических стран, вызвала рождение подражательных произведений (пьеса марийского драматурга А. Волкова «Ксения», 1950 и др.). В ней соединены жизнерадостный юмор, празднично-веселый дух и меты «бесконфликтности»; особую роль играют шутливые лирические песни. Особенности поэтики пьесы обусловлены временем, это обеспечило ей шумный успех. Как известно, в послевоенный период на развитие советской литературы оказала влияние «теория бесконфликтности». Она определила и своеобразие эстетики комического, которое тяготело к юмору, словесному комизму, комичности ситуаций и обстоятельств. В коми литературе наиболее ярко эти особенности воплотились в жанре комедии, которая в 50-е годы получила всесоюзное признание (Н. Дьяконов «Свадьба с приданым», 1949, В. Леканов «Сиктса рытъяс» (Сельские вечера, 1954), А. Ларев «Льöм пу дорын аддзысьлöмъяс» (Свидания у черемухи, 1959). Обстановка «бесконфликтности» способствовала появлению комедии особого типа, в которой народные традиции соединились с водевильными приемами; комический конфликт был связан с событийно-сюжетной основой произведений. Юмористический пафос пьес органично сливался с лирической тональностью комедий. На авторов оказали влияние умонастроения послевоенных лет, когда в обществе доминировало оптимистически-радостное отношение к жизни. Данный тип комедии – особое эстетическое явление. Ее поэтика была сформирована и определена временем: произведения воспринимались как подлинное искусство. При недостаточно развитом реальном взгляде на действительность они отвечали чаяниям общества и были рождены ими. В них нашли воплощение не только мажорные настроения советского общества послевоенных лет, но и свойственное советскому искусству некое светлое начало, что сродни мировидению утопического характера, связанного со стремлением изобразить жизнь такою, какой она должна быть. В «Свадьбе с приданым» Н. Дьяконова причудливо соединились особенности подобного мировидения и своеобразие комического дара драматурга. Все это в сочетании с великолепной постановкой обеспечило ее успех. Вот что пишет о постановке известный исследователь советской драматургии В. В. Фролов: «На рубеже пятидесятых годов прогремел спектакль «Свадьба с приданым» драматурга Н. Дьяконова, коми по национальности. Это был шлягер, срежиссированный Б. Ровенских примерно по образцу «Калиновой рощи» А. Корнейчука, но шлягер музыкальный, похожий на современный «мюзикл». После одноименного фильма-спектакля, скопировавшего театральный оригинал, буквально вся страна распевала песенки В. Доронина, В. Васильевой, Т. Пельтцер и Г. Кожанкиной – актеров, занятых в этом спектакле. Зрители не очень-то запоминали, что было основой конфликта и что заботило колхозников далекого Севера, песенная стихия увлекала зрительные залы и в кино, и в театрах».

Комедийные характеры, фольклорно-песенная стихия и жизнерадостный юмор «слагали» комедию. Основой сюжета стала любовная коллизия, связавшая бригадиров соперничающих колхозов Ольгу и Максима. Их ссоры и примирения, комичные сцены недоразумений, ошибок, ревнивых предположений организуют конфликтное движение действия. Мотив любовных переживаний придает комедии лирический окрас. Любовную линию сюжета автор совмещает с, так называемой, производственной. К финалу пьесы колхозы получают богатые урожаи – Максим и Ольга играют свадьбу (благополучный финал – непременный атрибут пьес этого периода). Пафос комедии – в юморе, безудержном смехе, царящим в пьесе. Особые грани деревенского быта вызывают теплую улыбку. Комичные ситуации и сцены выявляют смешное в характере героев. Деревенский весельчак и балагур Николай Курочкин, не расстающийся с гармонью, неизменно вызывает смех и шутки героев. Его частушки, шутливые лирические песни играют немаловажную роль в комедии. В пьесе сильны традиции устного народного творчества. В основе произведения – сказочный сюжет о героях, любящих друг друга, преодолевающих различные препятствия на пути к свадебному пиршеству. Также от фольклора – манера героев объясняться с помощью частушек.

В последующем периоде своего творчества Н. Дьяконов также работает в жанре комедии. Созданные им в данный период пьесы – комедии «Куим богатыр» (Три богатыря, 1960), «Эжва дорса букет» (Вычегодский букет, 1966), «Зарни медальон» (Золотой медальон, 1971), «НивушкаНива» (1981) – не получили столь широкого признания. Пьесы «Куим богатыр» и «Нивушка-Нива» освещают жизнь колхоза, «Эжва дорса букет» – строительство Сыктывкарского лесопромышленного комплекса. «Зарни медальон» – комедия, изображающая события гражданской войны. Поэтика данных пьес во многом родственна принципам художественной организации, что нашли выражение в знаменитой «Свадьбе с приданым». Организация художественного текста такова, что лирический пафос, призванный определять эстетику комедий, заключен в вербальную форму: в пьесе в изобилии звучат возвышенные монологи и диалоги. Автор конструирует образы, в основе которых – тяготение к внешнему эффекту: к примеру, Эжва – город-цветок. Несоответствия вызывают комический эффект. Особое внимание автор уделяет комическим ситуациям, языковому юмору.

В 1960–1961 годах Н. Дьяконовым был написан водевиль «Незабудка», который в 1988 году под названием «Кöка войö» (В кукушкину ночь) был поставлен на сцене Коми республиканского драматического театра3 и опубликован в 1991 году4. Известным коми драматургом были созданы и одноактные комедии («Мöс вöра йöв» – Парное молоко, 1978; «Кодi выжывыс?» – Кто выживший из ума? 1974).

Н. М. Дьяконов награжден орденом «Знак Почета» за выдающиеся заслуги в области театрального искусства и литературы (1946), медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». Н. М. Дьяконов ушел из жизни 21 ноября 1982 года в Сыктывкаре.

Источник:

Кузнецова, Т. Николай Михайлович Дьяконов / Т. Кузнецова // Писатели Коми : биобиблиогр. слов. : в 2 т. – Сыктывкар, 2017. Т. 1 : А Л. С. 266 269

Дьяконов Н. М.
Дьяконов Н. М.
Свадьба с приданым
Дьяконов, Николай Михайлович. Свадьба с приданым : комедия в 3 действиях, 6 картинах / Н. М. Дьяконов; авт. пер. яз. коми А. Глебова. – Сыктывкар : Коми Госиздат, 1950. – 86, [1] с.

НЭБ-художественная литература-комедии-Республика Коми

Собрания библиотек и других фондодержателей
Усть-Куломская МБ