Версия для слабовидящих
Войти
_
X
Для получения читательского билета НБРК, вам необходимо пройти процедуру регистрации.
X
Данная публикация еще не обработана
X
Ознакомительный фрагмент закончен.
Войти для продолжения чтения



X
Издание, которое Вы пытаетесь открыть, защищено авторским правом.
Право на доступ имеют читатели Национальной библиотеки РК, находящиесяв помещении учреждениях-партнерах проекта.
X
Данная публикация доступна для прсмотра только в зданиях "НБРК"
_
X
Для просмотра полных текстов НЭБ РК необходимо пройти процедуру авторизации.



СПАСИБО! ВЫ СТАЛИ ЧИТАТЕЛЕМ НАЦИОНАЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ РК.
Логин (номер читательского билета):
Пароль (год вашего рождения):

Национальная электронная библиотека Республики Коми
Расширенный поиск
Владимир Павлович Латкин

Владимир Латкин принадлежит к тому одаренному поколению поэтов предвоенного периода, которые прожили короткую жизнь, но оставили заметный след в коми литературе 1930-х годов. Родился коми поэт 23 октября 1907 года в селе Спаспоруб Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии (ныне Прилузского района Республики Коми). Окончил школу, Ульяновский сельскохозяйственный техникум (1927), работал агрономом в селах Визинга, Койгородок, Троицко-Печорск. Творческая деятельность В. Латкина насчитывает всего 10 лет. Первым произведением на коми языке стала неопубликованная пьеса «Вокъяс» (1928). Первое стихотворение «Колхозниклы» Владимир Латкин публикует в 1930 году в журнале «Ордым», а в следующем году уже выпускает свой поэтический сборник «Менам босьтчoм» (Мой запев). В силу жесткой критики на написанную им в 1935 году поэму «Выльмoдoм лунъяс» (Обновленные дни) поэт был вынужден покинуть республику, однако, переехав в Кировскую область, он продолжал изредка публиковаться в республиканских газетах и журналах. Весной 1942 года Владимир Латкин отправляется на фронт, в сентябре этого же года погибает.

В творчестве В. Латкина нашли воплощение события переломного в жизни страны периода коллективизации и индустриализации, непростой процесс «перестройки» сознания жителя деревни, вынужденного сменить традиционный уклад жизни, изменить укоренившийся взгляд на мир. Устойчиво мнение, что В. Латкин «первым ввел в коми литературу тему колхозной деревни»1, «тему индустриализации области»2 и наиболее активно из всех представителей коми поэзии этого периода разрабатывал тему труда3 («Му вылын» – На земле). Лирический герой поэта с глубоким воодушевлением приветствует нововведения в коми деревне («Гажа би» – Веселый огонь), поэтизирует коллективный труд сельских жителей, овладевших новой профессией (образ тракториста(ки)), наблюдает характер сельчанина с его робко-недоверчивым или активно негативным отношением к переменам, происходящим в жизни страны. Нельзя не отметить воздействие на ранние стихотворения молодого поэта коммунистических идей, что было в целом свойственно для поколения коми писателей 1930-х годов: абсолютизация поэтом функций, накладываемых на поэзию как на орудие политики, приводила к тому, что в некоторых стихотворениях он снижает ценность и значимость эстетического и лирического начала как в жизни, так и в художественной литературе («Локтo тулыс» – Наступает весна). Стихотворения В. Латкина можно охарактеризовать как поэтические «рассказы» (кывбура висьт) («Делегатка», «Кымoръяс» и др.); отдельный пласт представляют стихи с элементами поэтики «публицистической» лирики: их отличает не только оптимистичное, энергичное, жизнерадостное начало, но и злободневность поэтической мысли, лозунговость и агитационность поэтической речи («Вoрo» – В лес). Его лирический герой вдохновляет современника на приятие наступивших перемен, побуждает к активно созидательному образу жизни, живо откликается на события cоветской действительности («Ленин кулoм кузя» – По случаю кончины Ленина). Писал поэт и патриотические стихи, связанные с началом Великой Отечественной войны.

Высоко оценивая успехи В. Латкина в создании пейзажных образов и тропов, эксперименты в области стихотворного размера, подчеркивая заметную эволюцию его художественного мастерства, или постепенный переход от риторики к лирическим формам, близким песне, исследователи в то же время отмечают, что художественное осмысление молодым поэтом жизни находилось в процессе становления: несмотря на глубокое понимание им эстетической природы литературы4, его лирический герой чаще выступал в качестве наблюдателя и иллюстратора, нежели «исследователя» жизни и внутреннего мира человека5. Заметное исключение составляет его поэма «Выльмoдoм лунъяс» (1935), которая совместно с поэмой-ораторией «Тундраса мойд» (Сказка тундры, 1937) обусловила широкий интерес к творчеству молодого коми поэта в кругу читателей, критиков и литературоведов. Структура обеих поэм наглядно воссоздает вызванный самой сутью происходящих в жизни событий устойчивый композиционный прием сопоставления двух миров: былого и нового, устаревшего, тормозящего развитие человечества и прогрессивного. Поэма «Выльмoдoм лунъяс», характеризуемая исследователями как первое «наиболее широкое эпическое полотно в коми поэзии»6 того периода, «единственно крупное произведение в коми поэзии на тему социалистических преобразований коми деревни»7, поэма-эпопея, «произведение новаторское, поэма-роман»8, в год ее издания была воспринята критикой крайне неоднозначно. Одни критики, оценивая произведение с точки зрения художественных достоинств, определили ее как весомое достижение в коми литературе тех лет, другие отнесли к крайне неудачным произведениям, ссылаясь на ее близость идеям капитализма в силу недостаточного изображения суровых реалий борьбы большевиков за социализм. Безусловно, поэма заметно выделяется в ряду крупных поэтических произведений тех лет качественным синтезом эпичности и лиризма, психологической достоверностью в изображении характеров героев, стройной композицией, выразительностью пейзажных картин, грамотным сочетанием драматичных и жизнерадостных мотивов, удачным изображением не только дореволюционной, но и современной поэту действительности. Она по праву ставится в один ряд с произведениями таких известных коми писателей, как В. Савин, А. Размыслов, Г. Федоров, В. Юхнин. Написанная позднее поэма-вымысел, поэма-сказка «Тундраса мойдъяс» имеет противоположную судьбу: одобренная критикой тех лет, она представляет меньшую художественную ценность, т. к. несет на себе наиболее выраженную печать воздействия партийной организации. К сожалению, вынужденный переезд, а также война не позволили безусловно талантливому коми поэту реализовать в полную силу художественный потенциал личности…

Источник:

Малева, А. Владимир Павлович Латкин / А. Малева // Писатели Коми : биобиблиогр. слов. : в 2 т. – Сыктывкар, 2017. - Т. 1 : А - Л. - С. 528 - 530