Версия для слабовидящих
Войти
_
X
Для получения читательского билета НБРК, вам необходимо пройти процедуру регистрации.
X
Данная публикация еще не обработана
X
Ознакомительный фрагмент закончен.
Войти для продолжения чтения



X
Издание, которое Вы пытаетесь открыть, защищено авторским правом.
Право на доступ имеют читатели Национальной библиотеки РК, находящиесяв помещении учреждениях-партнерах проекта.
X
Данная публикация доступна для прсмотра только в зданиях "НБРК"
_
X
Для просмотра полных текстов НЭБ РК необходимо пройти процедуру авторизации.



СПАСИБО! ВЫ СТАЛИ ЧИТАТЕЛЕМ НАЦИОНАЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ РК.
Логин (номер читательского билета):
Пароль (год вашего рождения):

Национальная электронная библиотека Республики Коми
Расширенный поиск
Гений Дмитриевич Горчаков

Гений Дмитриевич Горчаков – коми драматург, член Союза писателей России (1997) – родился 8 марта 1927 года в селе Визинга Сысольского района Коми автономной области. С 1943 по 1947 год обучался в театральной школе-студии при Коми республиканском драмтеатре, по окончании которой работал в Обьячевском профессиональном театре на должности артиста, ассистента режиссера, позднее – директора Дома культуры, заведующего отделом культуры Прилузского райисполкома, режиссера народного театра. С 1967 года Г. Горчаков – директор и режиссер Дворца культуры Сыктывкарского лесопромышленного комплекса. С 1978 по 1979 год он возглавляет отдел искусств Министерства культуры Коми АССР. Затем возвращается во Дворец культуры Сыктывкарского лесопромышленного комплекса, трудится там до выхода на пенсию.
Свою творческую деятельность Г. Горчаков начинает с пьесы «Тундраса кöин» (Волк тундры, 1977), которая является инсценировкой широко известной повести Г. Потапова и К. Панфилова «Волк тундры». В 1977 году она была поставлена на сцене Коми республиканского театра имени В. А. Савина. В дальнейшем он издает оригинальные драматические произведения, многие из которых были поставлены на сценах Коми республиканского театра имени В. А. Савина и Республиканского национального музыкально-драматического театра.
Пьеса «Тундраса кöин» и комедия «Йитчы-клеитчы» (Склейсясрастись, 2010) посвящены отображению социальных противоречий периода, предшествующего революции 1917 года. В них внимание автора сконцентрировано на проблеме угнетения бедных богатыми. Характеры последних в произведениях получают различное сценическое воплощение. В пьесе «Тундраса кöин» они – богатые оленеводы Микей, Зинон, Лука – надменные, тщеславные, жестокие, стремящиеся к еще большему обогащению, преступающие закон ради наживы. В комедии богатый купец Спиридон отличается хитростью, расчетливостью, напускной религиозностью, которая проявляется в постоянном использовании им в речи мест из Священного Писания. Жестокости и бесправию богатых оленеводов наступает конец в связи с революционным переворотом в России, лукавого купца Спиридона обманывает и наказывает еще более лукавый бедняк Дзимбыр Вась. Решение драматургической коллизии в пьесах во многом предопределено идеологическими установками, а также народными представлениями о справедливости, о неизбежном наказании совершившего злой поступок человека
Пьесы Г. Горчакова «Мед ог вунoдoй найoс» (Чтобы не забыли их, 2010), «Мамлöн сьыланкыв» (Песня матери, 2015), «Радейтoмыд – бурдтoм дой» (Любовь – незаживающая рана, 2009), «Надея-лача эн вошты» (Не теряй надежду, 2002) объединяет тема войны. В произведениях не воспроизводятся военные действия, в них отражены чувства матерей, жен, любимых девушек, ожидавших и ожидающих с войны (Великой Отечественной, Афганской, Чеченской) солдат, своих родных и близких. В пьесе «Мед ог вунoдoй найoс» звучит назидательный пафос: драматург стремится донести до современника мысль о цене великой победы, военного подвига советских солдат во имя счастливого будущего своей страны.
В художественном отношении отличаются пьесы Г. Горачакова «Груня», «Мамлöн сьыланкыв» (Песня матери), «Шуд да сьöлöм гаж корсьöм» (Поиски счастья и радости сердца), «Юрвыв вевттöм» (Без крыши над головой), «Дзугйын» (В путах), вошедшие в сборник пьес 2015 года. В названных произведениях противоречия современной действительности раскрываются в остродраматических коллизиях, социальные проблемы не озвучиваются персонажами, а становятся основой конфликта пьес. Речь героев драм индивидуализируется.
Г. Горчаковым также написан ряд маленьких сценок и многоактных пьес для читателей юного возраста, в них сильна дидактическая составляющая. Так, пьеса «Кыдзи Пера багатырoн лоис» (Как Пера богатырем стал, 2010) на примере юного и малоопытного Перы, будущего богатыря и защитника Коми края, учит использовать свои таланты, в данном случае силу, в добрых целях. Пьеса-сказка «Сюсь зонъяс да наян понъяс» (О ловких мальчишках и хитрых собаках, 2000) содействует воспитанию бережного отношения детей к природе.
В целом драматургия Г. Горчакова отражает глубокую обеспокоенность нравственным состоянием современного общества, будущим деревни. Его пьесы служат утверждению духовного начала в характере современника.
Г. Горчаков является автором и прозаических произведений. В 1995 году им была написана повесть «Луз ю вожын пуграсьo» (На Лузе-реке бушует), воссоздающая реальные исторические события 1912 года – бунт, поднятый сплавщиками леса Ношульской волости Усть-Сысольского уезда. Причиной недовольства крестьян было резкое снижение платы за труд сплавщиков. Основой рассказов Г. Горчакова, вошедших в цикл «Читаëвса шмонитысь» (Читаевский балагур, 2007), служат реальные события, в них в очерковой форме воссозданы комические ситуации, произошедшие с жителями села Читаево. В 2002 году публикуется повесть Г. Горчакова «До встречи, милая карелка», рассказывающая о сыктывкарском подростке, о его любви, об исполненных драматизма перипетиях времени Великой Отечественной войны.
Г. Горчаков – заслуженный артист Коми АССР (1969), заслуженный работник культуры Российской Федерации (1991). Его имя с 1997 года носит народный театр в селе Объячево Республики Коми.
Гений Дмитриевич Горчаков скончался 15 августа 2016 года, похоронен на Верхнечовском кладбище.

Источник:

Горинова, Н. Гений Дмитриевич Горчаков / Н. Горинова // Писатели Коми : биобиблиогр. слов. : в 2 т. – Сыктывкар, 2017. - Т. 1 : А - Л. - С. 235 - 237

Горчаков Г. Д.
Горчаков Г. Д.
Горчаков, Гений Дмитриевич. Театр таежного села / Г. Д. Горчаков. – Сыктывкар : Коми кн. изд-во, 2002. – 158, [2] с., [16] л. ил.

НЭБ-народные театры-Объячевский народный театр-художественная самодеятельность-Объячево, село-театральная самодеятельность-Коми, Республика

Собрания библиотек и других фондодержателей
Вуктыльская МЦБ
Горчаков Г. Д.
Горчаков Г. Д.
Горчаков, Гений Дмитриевич. До встречи, милая карелка!.. : повесть / Гений Горчаков. – Сыктывкар : [б. и.], 2002 (Полиграф-Сервис). – 155, [2] с.

НЭБ-художественная литература-повести (х. л.)-Коми, Республика

Собрания библиотек и других фондодержателей
Вуктыльская МЦБ
Горчаков Г. Д.
Горчаков Г. Д.
Горчаков, Гений Дмитриевич. Расдор грездса Варук : повесьт / Гений Горчаков; серпасалic А. В. Мошев; ред. П. И. Симпелев. – Сыктывкар : Коми небöг лэдзанiн, 2006. – 46, [2] лист бок : серпас. – На коми яз. – Пер. загл.: Варук из деревни Раздор : повесть Доп. заглавие: Варук из деревни Раздор;

НЭБ-художественная литература-повести-коми литература-повести (х. л.)-Коми, Республика

Собрания библиотек и других фондодержателей
Вуктыльская МЦБ
Горчаков Г. Д.
Горчаков Г. Д.
Горчаков, Гений Дмитриевич. Читаёвса шмонитысь : (дженьыдик тешъяс) / Горчаков Гений; серпасалiс В. А. Моторин. – Сыктывкар : Полиграф-Сервис, 2007. – 52 лист бок : серпас. – На коми яз. – Пер. загл.: Читаевский юморист : (юмористические рассказы) Доп. заглавие: Читаевский юморист;

НЭБ-художественная литература-юмористические рассказы-коми литература-юмор-Коми, Республика

Собрания библиотек и других фондодержателей
Вуктыльская МЦБ
Горчаков Г. Д.
Горчаков Г. Д.
Горчаков, Гений Дмитриевич. Пьесаяс / Гений Горчаков; Коми Республикаса национальнöй политика министерство; [серпасалiс И. Авилова]. – Сыктывкар, 2010 (Полиграф-Сервис). – 220, [2] лист бок : портр. – На коми яз. – Пер. загл.: Пьесы Доп. заглавие: Пьесы;

НЭБ-пьесы-коми пьесы-коми писатели-Коми, Республика

Собрания библиотек и других фондодержателей
Вуктыльская МЦБ
Рочев А. А.
Рочев А. А.
Рочев, Александр Андреевич. Коми свадебнöй хорöвöй обрядовöй сьылöмъяс да ворсöмъяс [Ноты] / муз. А. Рочева; кыв. Г. Горчаковлöн. - [Сыктывкар : б. и., 1975?]. - 16 с.

НЭБ-Ноты-Рукописи-Собрания библиотек-Нотные коллекции-Коми музыка-Нотные рукописи-Коми композиторы-Свадебные песни-Коми, Республика

Нотные рукописи
Горчаков А.Г.
Горчаков А.Г.
Горчаков, Александр Гениевич. Ручильöй да кöчильöй [Ноты] : кык юкöна опера-мойд= Лисонька и заинька : опера-сказка в двух действиях / А. Горчаков; либретто Г. Горчакова по мотивам народной сказки «Лиса и заяц» (ред. А. Горчакова). – Клавир. – Сыктывкар, 2008. – 212, [1] лист бок. – Загл. и текст парал. рус., коми

НЭБ-ноты-нотные рукописи-нотные коллекции-коми композиторы-коми оперы-произведения коми композиторов-опера-сказка

Нотные рукописи