Версия для слабовидящих
Пройти опрос
Войти
_
X
Для получения читательского билета НБРК, вам необходимо пройти процедуру регистрации.
X
Данная публикация еще не обработана
X
Ознакомительный фрагмент закончен.
Войти для продолжения чтения



X
Издание, которое Вы пытаетесь открыть, защищено авторским правом.
Право на доступ имеют читатели Национальной библиотеки РК, находящиеся в помещениях учреждений-партнеров проекта.
X
Данная публикация доступна для просмотра только в зданиях "НБРК"
_
X
Для просмотра полных текстов НЭБ РК необходимо пройти процедуру авторизации.



СПАСИБО! ВЫ СТАЛИ ЧИТАТЕЛЕМ НАЦИОНАЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ РК.
Логин (номер читательского билета):
Пароль (год вашего рождения):

X
Опишите ошибку, найденную вами. К ней также автоматически будет приложен скриншот экрана".



X
Вставьте код на ваш сайт


Национальная электронная библиотека Республики Коми
Расширенный поиск
Егор Васильевич Рочев

Егор Васильевич Рочев родился 7 мая 1937 года в семье оленевода в Большеземельской тундре во время передвижения оленьих стад к Северному Ледовитому океану.

Он окончил 8 классов Усть-Усинской средней школы, работал на Ухтинском механическом заводе, учился в вечерней школе, служил в армии, а после демобилизации – снова учеба и обращение к творчеству на коми языке.

В 1971 году Е. Рочев окночил Литературный институт им. А.М. Горького в Москве, работал журналистом в республиканской газете «Югыд туй» и на телевидении. Затем он стал сотрудником редакции журнала «Войвыв кодзув», а позднее и его редактором. В 1993 году он оставил работу.

В 1972 году Е. Рочев опубликовал свою первую книгу «Лева». А до этого были повесть «Аддзысьöм» («Встреча», 1965), рассказ «Аслыспöлöс шыяс» («Своеобразные звуки», 1971). Затем появились повести «Сьöлöмын вурыс» («Рубец на сердце», 1974), «Тер Мишлöн висьтасьöм» («Исповедь Михаила Терентьевича», 1986), юмористические рассказы и повести. Однако наибольших успехов он добился в произведениях о людях тундры. Его повесть «Батьлöн ордым» («Отцовская тропа», 1969) принесла известность писателю, а укрепила ее дилогия «Лöз тундра» («Голубая тундра»). Всероссийский резонанс получила и повесть для детей Е. Рочева «Маленький Митрук и большая тундра» (1974), которая была переведена на русский, молдавский, удмуртский и эстонский языки.

Е. Рочев пишет о жизни оленеводов, открывая, таким образом, неизвестные для многих пласты жизни. И новизна материала, несомненно, помогает ему привлечь внимание читателей. В самом деле, кому не интересно из первых рук узнать о быте оленеводов, об их труде, обо всем том, что мы называем тундрой. Именно в этом видится тот большой успех, который выпал на долю книги для детей Е. Рочева «Маленький Митрук и большая тундра». Читатель узнает из этой повести о том, что в тундре легко ослепнуть от яркого солнца и белоснежных сверкающих просторов, если не защитить глаза светозащитными очками. В повести много интересных сведений о жизни оленеводов. Автор подчеркивает в своем герое его человечность, способность к сопереживанию.

Образ Митрука превратился в живой, полнокровный характер. И автор продолжил работу над ним. Новая повесть на коми языке «Митрук покидает тундру» (1983) была опубликована в журнале «Войвыв кодзув» через десять лет. Митруку сейчас семь лет, он последний раз выезжает в тундру перед школой.

Он уже много знает и умеет – знает, как заманить в западню куропатку, откуда появились менуреи, самые сильные и крепкие олени-самцы, умеет бросить аркан и поймать... пока не живого оленя, а только носовую часть нарт. Он многое постигает самостоятельно. Так, он чуть не сжег свой чум, выдернув арканом основной опорный шест. Он размышляет о том, откуда взялись звезды, как рождается дождь, откуда возникла луна.

С повестями о маленьком Митруке органично сочетаются повести Е. Рочева о молодом оленеводе Викторе Каневе – «Добрая тундра» и «Менурей». Здесь писатель поднимает важные социальные и нравственные проблемы жизни тундры.

Е. Рочев в этих двух повестях, составляющих своеобразную дилогию, отдает щедрую дань экзотике – он подробно, со знанием дела, знакомит читателей с бытом оленеводов, рассказывает, как они ставят чум, что из себя представляет кароль – загон для оленей, каков вкус моры – рогов молодого оленя, айбарча – мороженого оленьего мяса, какого оленя называют хора, какого пелеем, кого – менуреем. Он красочно описывает единоборство молодых оленей, рассказывает о том, как ночует на снегу посреди тундры каюр; умеет рассмотреть оленьи коридоры в бескрайних просторах, обстоятельно описать сборы каюра в дорогу и достоинства собак оленеводов. В немногих словах передает и характеры героев – таких, как коми оленевод дядя Ваня Канев, молчаливый и все понимающий. Он показывает, как новое, современное входит в быт, но не отменяет его, как техника помогает оленеводу (вспомним хотя бы описание погони оленеводов за волком на вертолете в повести «Добрая тундра» или помощь вертолетчиков оленеводам, когда гололед сковал тундру («Менурей»). Но, несмотря на это, все же главным действующим лицом в тундре по-прежнему остается оленевод – от его умения, сметки, профессионального мастерства зависит сохранность оленьего стада. И поэтому с таким вниманием прозаик всматривается в лица тех, о ком повествует. Писатель умеет психологически точно запечатлеть характеры, в немногих штрихах обрисовать своеобразие небольшого коллектива оленеводов. И, пожалуй, изображение людей, живущих посреди бескрайней тундры, привлекательных и самобытных личностей, – одно из достоинств дилогии. Как живые предстают перед читателями немногословный дядя Ваня Канев со своей дымящейся трубочкой, его старшая дочь Марфида, чумработница Пекления и, наконец, бригадир оленеводов Виктор Канев. Он привлекает многими чертами – хорошим знанием своего дела, стремлением современно мыслить, умением любить, быть верным в дружбе, своей преданностью тундре. Виктор Канев показан на фоне Патиных, Косковых, Мефодиев, людей, которые не любят тундру. И читатель понимает, что тундру надо беречь от тех людей, которые стремятся ее уничтожить. Е. Рочев устами оленевода дяди Вани произносит приговор тому беспределу, который царит в тундре и с которым не может совладать ни дядя Ваня, ни Виктор Канев: «Олень понял: никудышные мы хозяева».

В последние годы Е. Рочев создал ряд иронико-юмористических произведений – «Тер Мишлöн висьтасьöм» («Исповедь Тер Миша»), «Корся пельетон» («Ищу фельетон») и другие, в которых раскрылся его талант писателя-юмориста.

Егор Рочев – член Союза писателей России с 1977 года.

Источник:

Демин, В. Егор Васильевич Рочев / В. Демин // Писатели Коми : биобиблиогр. слов. : в 2 т. – Сыктывкар, 2001. - Т. 2 : А - Л. - С. 133 - 134

Рочев Е. В.
Рочев Е. В.
Рочев, Егор Васильевич. Митрук петö тундраысь : [висьт] / Егор Рочев ; [серпасалic В. И. Осипов ; ред. A. B. Heкрасов]. – Сыктывкар : Коми книжнöй издательство, 1987. – 64, [4] лист бок. – На коми яз. – Пер. загл.: Митрук выходит из тундры Доп. заглавие: Митрук выходит из тундры;

Художественная литература - Республика Коми - НЭБ - НФ - Повести (х. л.) - Детская литература

Писатели Республики Коми